Медицинская деятельность
Сегодня Дом ребенка – это медицинское реабилитационное учреждение для детей с неврологической, психологической патологией и с врождёнными пороками развития.
Все воспитанники специализированного дома ребенка получают медицинскую, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию.
Медицинская реабилитация
Медицинская деятельность в учреждении осуществляется на основании лицензии № ЛО-24-01-003447 от 03 ноября 2016 г, выданной Министерством здравоохранения Красноярского края. Медицинские кабинеты и помещения оснащены в соответствии с лицензионными требованиями по видам медицинской деятельности.
Воспитанники дома ребенка, особенно имеющие выраженные отклонения в развитии, проживают в учреждении постоянно, иногда длительно, с младенчества и до перевода в образовательные или социальные учреждения.
В течение всего периода пребывания в доме ребенка все воспитанники находятся под непрерывным медицинским наблюдением.
При поступлении дети помещаются в группы или в карантинную группу на установленный срок (при отсутствии эпидемиологически значимых обследований); на каждого ребенка оформляется форма 112-1/у-00 «Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка», проводится первичный осмотр специалистами, комплексная оценка состояния здоровья, психофизического развития определяется нуждаемость в дополнительном обследовании, оформляется план дальнейшего ведения, лист адаптации.
Все дети постоянно наблюдаются врачом-педиатром, неврологом, получают консультации психиатра, оториноларинголога, физиотерапевта. С момента поступления дети осматриваются специалистами, проводится первичная оценка их здоровья, физического и нервно-психического развития. Разрабатывается план наблюдения, восстановительного лечения, необходимых дополнительных обследований, индивидуальная программа занятий в соответствии с возможностями и способностями детей. Педиатр и невролог назначают по показаниям медикаментозное, общеукрепляющее лечение.
Медицинская реабилитация в специализированном доме ребенка охватывает разные направления восстановительного лечения, включая медикаментозную терапию, физиотерапевтическое направление, лечебную физическую культуру, все виды массажа, закаливание.
Все воспитанники проходят ежегодную диспансеризацию в соответствии с приказом министерства здравоохранения от 15.02.2013 № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На всех детей оформлены рекомендации, выполнение которых контролируется врачами учреждения. Профессиональный уровень медицинских кадров позволяет добиваться положительных результатов в восстановительном лечении у большинства воспитанников.
Ведение медицинской документации в учреждении осуществляется в установленном порядке.
На каждого воспитанника, получающего лечение, оформлены листы назначения, куда внесены наименование лекарственного препарата, дозировка, кратность и длительность лечения, способ введения, дата отмены. При назначении не медикаментозного лечения (массаж, физиотерапия) имеются соответствующие записи, в том числе, оценка эффективности проведенной терапии.
При необходимости стационарное лечение и консультации узких специалистов проводится в КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», клиниках г. Красноярска, г. Абакана, при необходимости – в федеральных клиниках.
В учреждении имеется достаточный запас лекарственных средств для оказания воспитанникам медицинской помощи.
Для оказания неотложной помощи в медицинских кабинетах укомплектованы аптечки неотложной помощи, сроки и условия хранения препаратов соблюдаются.
Санитарно-гигиенический режим учреждения организован согласно требованиям действующего санитарного законодательства, контроль осуществляется в том числе согласно плану программы производственного контроля, ежегодно утверждаемой главным врачом учреждения.
В помещениях отделений имеется достаточное количество дезсредств, графики генеральных, текущих уборок, проветривания и кварцевания, адаптированные инструкции по применению дезсредств.
В рамках соблюдения санитарных требований заключены соответствующие государственные контракты на текущий год.
Медицинский пост
В учреждении функционирует круглосуточный медицинский пост. Постовые медицинские сестры готовят детей к плановым профилактическим врачебным осмотрам: проводят взвешивание, антропометрические измерения, готовят необходимую документацию; выполняют профилактические и медицинские назначения врача, делают диагностические пробы, проводят забор материала для лабораторных исследований и другие медицинские назначения.
В отсутствие врача или старшей медицинской сестры постовые медицинские сестры принимают необходимые меры по изоляции заболевшего ребенка, изменению ему режима и диеты. В случае необходимости оказывают ребенку срочную доврачебную помощь, принимают меры к вызову врача или скорой помощи.
Медицинские сестры поста также занимаются организацией проведения текущей дезинфекции, следят за санитарно-гигиеническим состоянием помещений групп: чистотой и температурой воздуха, освещением, качеством уборки, правильным использованием оборудования, чистотой белья, одежды, игрушек и пособий, отвечают за правильное хранение медикаментов на посту и в группах.
Осуществление контроля за работой персонала групп, соблюдением режима дня, выполнением врачебных назначений по питанию, физическому воспитанию, закаливанию детей, за правильным ведением медицинской документации также входит в обязанности медицинских сестёр круглосуточного медицинского поста.
Постовые медсестры оказывают практическую помощь воспитателям групп в уходе за детьми, проводят работу по профилактике детского травматизма и санитарно-просветительную работу с персоналом и родителями.
Манипуляционная
В состав медицинского блока дома ребенка входит манипуляционная.
Назначение манипуляционной:
Прививочная работа
Важным разделом работы по профилактике болезней является проведение профилактических прививок. В доме ребенка работа по иммунопрофилактике проводится планово. Прививочную работу в доме ребёнка проводят педиатр и прививочная медсестра в контакте с узкими специалистами.
Планирование прививок проводит прививочная медсестра дома ребёнка. Проводятся профилактические прививки в оборудованном в соответствии со всеми современными требованиями прививочном кабинете.
Ежегодно педиатры и медицинские сестры по прививочной работе сдают сертификационный экзамен на право заниматься прививочной работой на базе КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница».
В Минусинске проводятся выездные конференции по прививочной работе специалистами из КГАУЗ «Красноярский краевой центр профилактики и борьбы со СПИД».
Физиотерапевтическое лечение. Массаж и ЛФК. Закаливание.
Физиотерапия — это лечение с помощью природных и физических факторов: тепло и холод, вода, ультразвук, электрический ток, магнитное поле, ультрафиолетовое и другие виды излучений. Наряду с лечебной физической культурой и массажем физиотерапия составляет основу реабилитации.
Применение физиотерапевтического лечения возможно уже с первых дней жизни новорожденного. Однако техника и методики проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличаются от взрослых: использование малых доз, малая сила тока, малая длительность процедуры.
Физиотерапия будит внутренние резервы организма, укрепляет иммунитет и тем самым сокращает сроки лечения, ускоряет заживление ран и воспалений, активизирует важнейшие биохимические процессы в организме, настраивая естественные силы организма на выздоровление.
Кабинет ЛФК
Лечебная физкультура – наиболее универсальный метод лечения, воздействующий как на весь организм ребенка в целом, так и на его отдельные органы, ткани. Лечебно-физическая культура является методом реабилитации организма больных детей. Во время занятий общими задачами является:
— укрепление организма ребенка,
— нормализация мышечного тонуса,
— развитие психики, моторики,
— речи ребенка в соответствии с его возрастным периодом.
Детям свойственна большая потребность в движении, и это является важной биологической чертой периода роста организма, более того, является обязательным условием для правильного формирования и развития детского организма.
При длительно протекающих заболеваниях, из-за ограничения двигательной активности у детей, кроме симптомов болезни, может наблюдаться выраженное отставание в росте и развитии, а также иные функциональные нарушения.
Занятия лечебной физкультурой (ЛФК), позволяют ребенку легче преодолеть заболевание, а также предупредить и избежать возможные осложнения в дальнейшем развитии ребенка.
Для осуществления этих задач используются различные средства:
— сенсорные мячи,
— батут,
— наклонные поверхности,
— коррекционные укладки,
— шариковый бассейн,
— вертикализатор «Березка».
Кабинет массажа
Дети — это податливые и непредсказуемые пациенты. Тело ребёнка очень чутко реагирует на прикосновения, поэтому от детского массажиста требуется высокий уровень профессионализма. И важна не только высокая техническая подготовка, очень важна психологическая составляющая контакта взрослого и маленького пациента. Дети тонко чувствуют отношение окружающих и воспринимают не только физические воздействия, но и эмоциональный настрой.
Массаж — это естественное средство помощи здоровью и развитию ребенка, которое не противоречит физиологии детского организма. Массаж помогает включить внутренние резервы детского организма, которые способны настроить согласованную работу органов и систем, восстановить нарушенные функции.
Казалось бы, в детском массаже нет ничего сложного, но за внешней простотой движений массажиста скрывается опыт и уверенность, знание всех механизмов воздействия на кожу, центральную нервную систему, мышцы и суставы. Только хорошо разбираясь в деталях заболевания и чувствуя реакцию ребенка на воздействие, массажем можно эффективно лечить, проводить профилактику и получать прогнозируемый результат.
Поскольку массаж оказывает на организм ребенка столь сильное воздействие – наши массажисты имеют высшую квалификационную категорию, владеют всеми видами массажа.
Закаливание
Природа дала ребенку чудный дар – приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Но эта способность развивается в полном объеме, лишь в том случае, если ее будут постоянно тренировать.
Одним из средств развития здорового, физически крепкого ребенка является закаливание, которое проводится с учетом сезона и погоды.
Для закаливания широко используются естественные факторы природы (воздух, вода, солнце) и специальные меры закаливания (обтирание, обливание).
Эффективность закаливающих процедур возможна только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне.
Деятельность Службы ранней помощи
На основании Распоряжения Правительства РФ от 31.08.2016г. и утверждённой им Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года, определения МЗ Красноярского края домов ребенка как пилотных учреждений для разработки краевой программы оказания ранней помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Распоряжения Губернатора Красноярского края от 02.05.2017г., плана мероприятий по реализации на территории Красноярского края концепции развития ранней помощи в Российской федерации на период до 2020 года, в КГКУЗ ККСДР № 4 проведен ряд организационных мероприятий, сформирована документация, проведено частичное обучение персонала и подготовлена необходимая материально-техническая база.
Младенчество и ранний возраст являются самым благодатным периодом для развития познавательного потенциала малыша. Именно на начальном этапе развития необходимо предоставить ребенку возможность получить самую лучшую современную медико-социальную и психолого-педагогическую помощь. Индивидуально подобранная система обучения и воспитания позволяет предупредить появление значительных отставаний в психическом развитии ребенка.
С февраля 2018 года, в рамках Плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации, в КГКУЗ ККСДР № 4 организована Служба ранней помощи. Деятельность, которой направлена на оказание адресной медико-психолого-педагогической помощи.
Целью данной службы является: организованная медико-психолого-педагогическая и социальная поддержка ребенка, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии.
Основными задачами Службы ранней помощи являются:
-проведение медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения);
-оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки близким взрослым;
-осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
-разработка индивидуальной программы развития ребенка;
-определение дальнейшего образовательного маршрута.
К ведущим направлениям деятельности Службы ранней помощи относятся:
Консультативно – диагностическое направление.
Коррекционно-развивающее направление деятельности службы.
Информационно-методическое направление.
Сопровождение детей в Службе ранней помощи осуществляется специалистами междисциплинарной команды: врач-невролог, врач-педиатр, инструктор ЛФК, педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог, специалист по социальной работе.
Квалифицированные специалисты дома ребенка оказывают необходимую помощь и поддержку детям от 2-х месяцев до 3-х лет с нарушениями развития или риском возникновения нарушения, в вопросах воспитания и обучения детей.
Специальный педагог (учитель-дефектолог): помогает определить особенности социального и познавательного развития ребенка (уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений с игрушками); разрабатывает индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого конкретного ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия с малышом, знакомит и обучает близкого взрослого приемам стимуляции познавательного развития ребенка в разные возрастные периоды.
Педагог по ранней коммуникации (учитель-логопед): помогает определить особенности до словесного этапа развития речи ребенка, подбирает педагогические методы и приемы по развитию речевых возможностей малыша, проводит занятия, обучает приемам стимуляции речевого развития, разрабатывает индивидуальную программу по активизации предпосылок к развитию речи детей младенческого и раннего возраста.
Педагог-психолог: помогает изучить особенности эмоционального развития малыша, проводит консультации по вопросам развития, воспитания и обучения, определяет наиболее адекватные способы общения с ребенком, исходя из его возрастных и психофизиологических особенностей, оказывает психологическую поддержку близким взрослым, помогает найти выход из трудной жизненной ситуации, подбирает наиболее оптимальные способы эмоционально-развивающего общения.
Врач-педиатр: оценивает соматическое состояние ребенка, его физическое и двигательное состояние и степени его влияния на развитие ребенка, выявляет факторы медицинского и биологического риска, проводит скрининги зрения и слуха, участвует в планировании индивидуальной программы вмешательства, давая рекомендации, касающиеся особенностей здоровья ребенка, оказывает консультативную помощь родителям (близким взрослым) по вопросам здоровья ребенка, организации режима дня, сна, кормления.
Инструктор ЛФК (специалист по двигательному развитию): оценивает особенности двигательного развития ребенка, обучает близких взрослых использованию специальных приспособлений, проводит работу по профилактике двигательных нарушений и вторичных осложнений, консультирует специалистов по вопросам двигательного развития детей и организации занятий.
В условиях групп раннего возраста в доме ребенка психолого-педагогическая помощь детям оказывается в процессе:
-развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в доме ребенка. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития;
-индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
-коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
-игр, режимных моментов, развлечений, праздников.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность в КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4» (далее дом ребенка) регламентируется: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» № 2 от 30.08.2013г.; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013г.; Уставом КГКУЗ ККСДР № 4; Положением о структурном образовательном подразделении в КГКУЗ ККСДР № 4.
Положение о структурном образовательном подразделении
С июля 2017 года дом ребенка осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 9347-л от 25.07.2017г. (срок действия лицензии – бессрочный), в соответствии с которой оказываются образовательные услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования.
Документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в доме ребенка является Основная образовательная программа дошкольного образования КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4». (далее Программа) Программа является моделью процесса воспитания и обучения детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста, в которой отражены все основные моменты их жизнедеятельности, с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и приоритетности видов детской деятельности.
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение развития каждого ребенка, формирование гармоничной, духовно–богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности.
Для реализации поставленной цели коллективом дома ребенка решаются следующие задачи:
Наряду с Основной образовательной программой дошкольного образования КГКУЗ ККСДР № 4 специалистами дома ребенка разработаны дополнительные адаптированные образовательные программы:
Программа музыкального развития
Вся работа, направленная на обучение и развитие детей в нашем доме ребенка определяется следующими областями:
Предусмотрены следующие виды детской деятельности:
В нашем учреждении работает 23 педагога. Это квалифицированные специалисты, имеющие среднее специальное и высшее образование.
Педагогический состав дома ребенка:
Всего педагогов – 23
Старший воспитатель – 1
Учитель-дефектолог – 3
Педагог-психолог – 1
Музыкальный руководитель – 1
Воспитатели — 18
Уровень образовательного ценза:
Высшее образование – 15
Среднее специальное педагогическое – 8
Квалификационная категория:
Высшая – 1
Первая – 14
Соответствие занимаемой должности – 8
Психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса в доме ребенка оказывает педагог-психолог. Для решения задач развития и коррекции речи детей, организована деятельность логопеда. Учитель-дефектолог помогает определить уровень сформированности социального и познавательного развития детей. Все специалисты разрабатывают индивидуальную программу развития и обучения для каждого конкретного ребенка. Проводят подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с малышами.
С целью более эффективного оказания помощи детям, проживающим в нашем учреждении, применяются различные технологии такие как:
Для того, чтобы наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к самостоятельности, в доме ребенка организована работа с детьми по интересам — кружковая работа. По данному направлению составлены перспективные планы работы с детьми на год, определены цели и задачи. Кружковая работа проводится во вторую половину дня в соответствии с расписанием.
Педпроцесс в доме ребенка в достаточной мере обеспечен методическими материалами и средствами:
Для реализации поставленных задач в доме ребенка функционируют специальные помещения:
Учебный план в доме ребенка составлен в соответствии с требованиями СанПиН. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Модель образовательного процесса
Расписание непосредственно образовательной деятельности
Программные образовательные задачи решаются в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении всех режимных моментов. Одно из ведущих мест в доме ребенка принадлежит режиму дня. Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей является игра).
Реализация любой образовательной программы требует от педагогов организации развивающей предметно-пространственной среды. Пространство, созданное для детей взрослыми, построено с учетом уважения к потребностям и нуждам детей, комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно-пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, их интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности, является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка.
Таким образом, в доме ребенка созданы условия, учитывающие интересы всех участников воспитательно-образовательного процесса, способствующие проявлению активности и творчества, позволяющие достигнуть хороших результатов по всем направлениям деятельности учреждения.