Мы сегодня

Медицинская деятельность

Сегодня Дом ребенка – это медицинское реабилитационное учреждение для детей с неврологической, психологической патологией и с врождёнными пороками развития.

Все воспитанники специализированного дома ребенка получают медицинскую, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию.

Медицинская реабилитация

Медицинская деятельность в учреждении осуществляется на основании лицензии № ЛО-24-01-003447 от 03 ноября 2016 г, выданной Министерством здравоохранения Красноярского края.  Медицинские кабинеты и помещения оснащены в соответствии с лицензионными требованиями по видам медицинской деятельности.

Воспитанники дома ребенка, особенно имеющие выраженные отклонения в развитии, проживают в учреждении постоянно, иногда длительно, с младенчества и до перевода в образовательные или социальные учреждения.

В течение всего периода пребывания в доме ребенка все воспитанники находятся под непрерывным медицинским наблюдением.

При поступлении дети помещаются в группы или в карантинную группу на установленный срок (при отсутствии эпидемиологически значимых обследований); на каждого ребенка оформляется форма 112-1/у-00 «Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка», проводится первичный осмотр специалистами, комплексная оценка состояния здоровья, психофизического развития определяется нуждаемость в дополнительном обследовании, оформляется план дальнейшего ведения, лист адаптации.

Все дети постоянно наблюдаются врачом-педиатром, неврологом, получают консультации психиатра, оториноларинголога, физиотерапевта. С момента поступления дети осматриваются специалистами, проводится первичная оценка их здоровья, физического и нервно-психического развития. Разрабатывается план наблюдения, восстановительного лечения, необходимых дополнительных обследований, индивидуальная программа занятий в соответствии с возможностями и способностями детей. Педиатр и невролог назначают по показаниям медикаментозное, общеукрепляющее лечение.

Медицинская реабилитация в специализированном доме ребенка охватывает разные направления восстановительного лечения, включая медикаментозную терапию, физиотерапевтическое направление, лечебную физическую культуру, все виды массажа, закаливание.

Все воспитанники проходят ежегодную диспансеризацию в соответствии с приказом министерства здравоохранения от 15.02.2013  № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На всех детей оформлены рекомендации, выполнение которых контролируется врачами учреждения. Профессиональный уровень медицинских кадров позволяет добиваться положительных результатов в восстановительном лечении у большинства воспитанников.

Ведение медицинской документации в учреждении осуществляется в установленном порядке.

На каждого воспитанника, получающего лечение, оформлены листы назначения, куда внесены наименование лекарственного препарата, дозировка, кратность и длительность лечения, способ введения, дата отмены. При назначении не медикаментозного лечения (массаж, физиотерапия) имеются соответствующие записи, в том числе, оценка эффективности проведенной терапии.

При необходимости стационарное лечение и консультации узких специалистов проводится в КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», клиниках г. Красноярска, г. Абакана, при необходимости – в федеральных клиниках.

В учреждении имеется достаточный запас лекарственных средств для оказания воспитанникам медицинской помощи.

Для оказания неотложной помощи в медицинских кабинетах укомплектованы аптечки неотложной помощи, сроки и условия хранения препаратов соблюдаются.

Санитарно-гигиенический режим учреждения организован согласно требованиям действующего санитарного законодательства, контроль осуществляется в том числе согласно плану программы производственного контроля, ежегодно утверждаемой главным врачом учреждения.

В помещениях отделений имеется достаточное количество дезсредств, графики генеральных, текущих уборок, проветривания и кварцевания, адаптированные инструкции по применению дезсредств.

В рамках соблюдения санитарных требований заключены соответствующие государственные контракты на текущий год.

Медицинский пост

В учреждении функционирует круглосуточный медицинский пост. Постовые медицинские сестры готовят детей к плановым профилактическим врачебным осмотрам: проводят взвешивание, антропометрические измерения, готовят необходимую документацию; выполняют профилактические и медицинские назначения врача, делают диагностические пробы, проводят забор материала для лабораторных исследований и другие медицинские назначения.

В отсутствие врача или старшей медицинской сестры постовые медицинские сестры принимают необходимые меры по изоляции заболевшего ребенка, изменению ему режима и диеты. В случае необходимости оказывают ребенку срочную доврачебную помощь, принимают меры к вызову врача или скорой помощи.

Медицинские сестры поста также занимаются организацией проведения текущей дезинфекции, следят за санитарно-гигиеническим состоянием помещений групп: чистотой и температурой воздуха, освещением, качеством уборки, правильным использованием оборудования, чистотой белья, одежды, игрушек и пособий, отвечают за правильное хранение медикаментов на посту и в группах.

Осуществление контроля за работой персонала групп, соблюдением режима дня, выполнением врачебных назначений по питанию, физическому воспитанию, закаливанию детей, за правильным ведением медицинской документации также входит в обязанности медицинских сестёр круглосуточного медицинского поста.

Постовые медсестры оказывают практическую помощь воспитателям групп в уходе за детьми, проводят работу по профилактике детского травматизма и санитарно-просветительную работу с персоналом и родителями.

Манипуляционная

В состав медицинского блока дома ребенка входит манипуляционная.

Назначение манипуляционной:

  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • проведение всех инъекций.
  • проведение манипуляций ЛОР-врача;
  • проведение перевязок и других процедур.

Прививочная работа

Важным разделом работы по профилактике болезней является проведение профилактических прививок. В доме ребенка работа по иммунопрофилактике проводится планово.  Прививочную работу в доме ребёнка проводят педиатр и прививочная медсестра в контакте с узкими специалистами.

Планирование прививок проводит прививочная медсестра дома ребёнка. Проводятся профилактические прививки в оборудованном в соответствии со всеми современными требованиями прививочном кабинете.

Ежегодно педиатры и медицинские сестры по прививочной работе сдают сертификационный экзамен на право заниматься прививочной работой на базе КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница».

В Минусинске проводятся выездные конференции по прививочной работе специалистами из КГАУЗ «Красноярский краевой центр профилактики и борьбы со СПИД».

img5

 

Физиотерапевтическое лечение. Массаж и ЛФК. Закаливание.

Физиотерапия — это лечение с помощью природных и физических факторов: тепло и холод, вода, ультразвук, электрический ток, магнитное поле, ультрафиолетовое и другие виды излучений. Наряду с лечебной физической культурой и массажем физиотерапия составляет основу реабилитации.

img6

Применение физиотерапевтического лечения возможно уже с первых дней жизни новорожденного. Однако техника и методики проведения физиотерапевтических процедур у детей заметно отличаются от взрослых: использование малых доз, малая сила тока, малая длительность процедуры.

Физиотерапия будит внутренние резервы организма, укрепляет иммунитет и тем самым сокращает сроки лечения, ускоряет заживление ран и воспалений, активизирует важнейшие биохимические процессы в организме, настраивая естественные силы организма на выздоровление.

img7

 

Кабинет ЛФК

Лечебная физкультура – наиболее универсальный метод лечения, воздействующий как на весь организм ребенка в целом, так и на его отдельные органы, ткани. Лечебно-физическая культура является методом реабилитации организма больных детей. Во время занятий общими задачами является:
— укрепление организма ребенка,
— нормализация мышечного тонуса,
— развитие психики, моторики,
— речи ребенка в соответствии с его возрастным периодом.

Детям свойственна большая потребность в движении, и это является важной биологической чертой периода роста организма, более того, является обязательным условием для правильного формирования и развития детского организма.

При длительно протекающих заболеваниях, из-за ограничения двигательной активности у детей, кроме симптомов болезни, может наблюдаться выраженное отставание в росте и развитии, а также иные функциональные нарушения.

Занятия лечебной физкультурой (ЛФК), позволяют ребенку легче преодолеть заболевание, а также предупредить и избежать возможные осложнения в дальнейшем развитии ребенка.

Для осуществления этих задач используются различные средства:
— сенсорные мячи,
— батут,
— наклонные поверхности,
— коррекционные укладки,
— шариковый бассейн,
— вертикализатор «Березка».

img8
img9
img10

 

Кабинет массажа

Дети — это податливые и непредсказуемые пациенты. Тело ребёнка очень чутко реагирует на прикосновения, поэтому от детского массажиста требуется высокий уровень профессионализма. И важна не только высокая техническая подготовка, очень важна психологическая составляющая контакта взрослого и маленького пациента. Дети тонко чувствуют отношение окружающих и воспринимают не только физические воздействия, но и эмоциональный настрой.

Массаж — это естественное средство помощи здоровью и развитию ребенка, которое не противоречит физиологии детского организма. Массаж помогает включить внутренние резервы детского организма, которые способны настроить согласованную работу органов и систем, восстановить нарушенные функции.

img11

Казалось бы, в детском массаже нет ничего сложного, но за внешней простотой движений массажиста скрывается опыт и уверенность, знание всех механизмов воздействия на кожу, центральную нервную систему, мышцы и суставы. Только хорошо разбираясь в деталях заболевания и чувствуя реакцию ребенка на воздействие, массажем можно эффективно лечить, проводить профилактику и получать прогнозируемый результат.

Поскольку массаж оказывает на организм ребенка столь сильное воздействие – наши массажисты имеют высшую квалификационную категорию, владеют всеми видами массажа.

Закаливание

Природа дала ребенку чудный дар – приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Но эта способность развивается в полном объеме, лишь в том случае, если ее будут постоянно тренировать.

Одним из средств развития здорового, физически крепкого ребенка является закаливание, которое проводится с учетом сезона и погоды.

img13

Для закаливания широко используются естественные факторы природы (воздух, вода, солнце) и специальные меры закаливания (обтирание, обливание).

Эффективность закаливающих процедур возможна только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне.

img15

 

 

 

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4» (далее дом ребенка) регламентируется: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» № 2 от 30.08.2013г.; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  № 1155 от 17.10.2013г.; Уставом КГКУЗ ККСДР № 4; Положением о структурном образовательном подразделении в КГКУЗ ККСДР № 4.

Положение о структурном образовательном подразделении

С июля 2017 года дом ребенка осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 9347-л от 25.07.2017г. (срок действия лицензии – бессрочный), в соответствии с которой оказываются образовательные услуги по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в доме ребенка является Основная образовательная программа дошкольного образования КГКУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4». (далее Программа) Программа является моделью процесса воспитания и обучения детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста, в которой отражены все основные моменты их жизнедеятельности, с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и приоритетности видов детской деятельности.

Основной целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение развития каждого ребенка, формирование гармоничной, духовно–богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности.

Для реализации поставленной цели коллективом дома ребенка решаются следующие задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  • обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • способствовать  развитию творческих способностей детей посредством театральной, изобразительной, танцевально-игровой деятельности.

Наряду с Основной образовательной программой дошкольного образования КГКУЗ ККСДР № 4 специалистами дома ребенка разработаны дополнительные адаптированные образовательные программы:

  • Адаптированная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
  • Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста.
  • Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающего обучения по развитию речи с детьми 3-4 лет.
  • Модифицированная программа музыкального развития и образования детей раннего возраста «Праздник каждый день».

Программа музыкального развития

Вся  работа, направленная на обучение и развитие детей в нашем доме ребенка определяется следующими областями:

  • Социально-коммуникативное развитие – направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социальной и эмоциональной отзывчивости; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • Речевое развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  • Художественно-эстетическое развитие – предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
  • Физическое развитие — включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.); овладением подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни.





Предусмотрены следующие виды детской деятельности:

  • игровая, включающая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • конструирование из разного материала, включая: конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • двигательная (овладение основными движениями), различные формы активности.

В нашем учреждении работает 23 педагога. Это квалифицированные специалисты, имеющие среднее специальное и высшее образование.

Педагогический состав дома ребенка:

Всего педагогов – 23
Старший воспитатель – 1
Учитель-дефектолог – 3
Педагог-психолог – 1
Музыкальный руководитель – 1
Воспитатели — 18

Уровень образовательного ценза:

Высшее образование – 15
Среднее специальное педагогическое – 8

Квалификационная категория:

Высшая – 1
Первая – 14
Соответствие занимаемой должности – 8

Психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса в доме ребенка оказывает педагог-психолог. Для решения задач развития и коррекции речи детей, организована деятельность логопеда. Учитель-дефектолог помогает определить уровень сформированности социального и познавательного развития детей. Все специалисты разрабатывают индивидуальную программу развития и обучения для каждого конкретного ребенка. Проводят подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с малышами.

С целью более эффективного оказания помощи детям, проживающим в нашем учреждении, применяются различные технологии такие как:

  • Проведение «Семейного часа»
  • Создание предметно-развивающей среды (свобода передвижения, доступность игрового материала «индивидуальные коробки», «близкий взрослый»)
  • Индивидуальная Программа сопровождения ребенка персоналом группы
  • Индивидуально адаптированные занятия со специалистами
  • Интегрированные групповые мероприятия с участием различных специалистов  ( дефектологи, воспитатели, муз.руководитель, психолог)
  • Музыкотерапия
  • Изотерапия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Развлечения, праздники, (выездные прогулки, экскурсии) и др.

Для того, чтобы наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к самостоятельности, в доме ребенка организована работа с детьми по интересам — кружковая работа. По данному направлению составлены перспективные планы работы с детьми на год, определены цели и задачи. Кружковая работа проводится во вторую половину дня в соответствии с расписанием.


Педпроцесс в доме ребенка в достаточной мере обеспечен методическими материалами и средствами:

  • Методические пособия для педагогов  по всем направлениям развития детей в возрасте от 2 мес до 4 лет (по образовательным областям).
  • Методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса в разных возрастных группах.
  • Методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей в разных возрастных группах.
  • Комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования и по возрастным группам.
  • Комплекты дидактических и демонстрационных материалов.
  • Электронные образовательные ресурсы.

Для реализации поставленных задач в доме ребенка функционируют специальные помещения:

  • Музыкально-физкультурный зал – где проводятся музыкальные и физкультурные занятия, утренники, развлечения, кукольные спектакли и др.
  • Кабинет дефектолога — для подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
  • Сенсорная комната -для занятий детей с психологом.
  • Методический кабинет — где имеются необходимые наглядно- дидактические пособия и программно-методическое обеспечение.
  • В группах воспитателями проводятся специально-организованные занятия.

Учебный план в доме ребенка составлен в соответствии с требованиями СанПиН. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Модель образовательного процесса
Расписание непосредственно образовательной деятельности

Программные образовательные задачи решаются в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении всех режимных моментов. Одно из ведущих мест в доме ребенка принадлежит режиму дня. Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей является игра).

Режим дня

Реализация любой образовательной программы требует от педагогов организации развивающей предметно-пространственной среды. Пространство, созданное для детей взрослыми, построено с учетом уважения к потребностям и нуждам детей, комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно-пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, их интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности, является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка.

Таким образом, в доме ребенка созданы условия, учитывающие интересы всех участников воспитательно-образовательного процесса, способствующие проявлению активности и творчества, позволяющие достигнуть хороших результатов по всем направлениям деятельности учреждения.